8-800-100-24-97
звонок бесплатный

​Как собрать подписи жильцов МКД - правильно и быстро

03 Октябрь 2019

При проведении общего собрания собственников наиболее частой проблемой является отсутствие кворума (не хватает голосов для принятия решений). В этой статье мы собрали проверенные способы сбора бюллетеней и рекомендации о том, как набрать кворум на общем собрании, собрать подписи соседей и остальных собственников, чтобы решения считались принятыми.

1. Правильная организация сбора бюллетеней.

На практике встречаются такие варианты:

- в сообщении о собрании указывается место, куда можно сдать письменные решения собственников. Обычно это квартира инициатора собрания, председателя, секретаря или членов счетной комиссии. Иногда это установленные в определенных местах урны или просто почтовые ящики тех, кто будет оформлять протокол. Последний вариант плох тем, что нельзя убедиться в личности того, кто подписал бюллетень, дать расписаться ему в списке присутствующих, проверить правильность заполнения документа.

-иногда решения сдаются консьержам или на пост охраны.

Самый неудачный вариант – когда жителям предлагают принести решения в офис управляющей компании или какое-то другое помещение, расположенное далеко от дома, в котором проходит голосование. Люди зачастую неохотно даже заполняют бюллетени, поэтому надеяться на то, что они их куда-то отнесут, будет чересчур оптимистичным.

- поквартирный обход жильцов. Из недостатков этого способа можно назвать трудоемкость и большие временные затраты. Однако именно такой способ позволяет объяснить соседям необходимость голосования, ответить на интересующие вопросы, упростить им задачу до простого проставления галочек, даты и подписи на бланке решения.

2. Удобные способы выдачи пустых бюллетеней для заполнения

Если собрание проводится без обходов, то собственникам нужно где-то взять бюллетени для заполнения. Самый неудобный для них вариант, когда бланки решений хранятся в офисе компании или в другом месте, до которого далеко/неудобно/лень добираться.

Поэтому бюллетени можно опустить в почтовые ящики, направить электронной почтой (при наличии контактов), выложить на сайте, в соцсетях, в чате дома, закрепить на дверях квартир. Иногда их направляют вместе с сообщениями о собрании. В таком случае важно проконтролировать, чтобы дата заполнения соответствовала периоду, на который приходится заочная часть собрания.

Если вы распространяете именные бюллетени, то в общедоступных местах их раскладывать не стоит.

Если решения еще не содержат данных конкретного собственника, то распространять их можно смелее и масштабнее. В последнем случае велика вероятность порчи бланка, поскольку немногие могут заполнить все правильно с первого раза. Если у жителя не будет запасного пустого бюллетеня под рукой, он, вероятно, вообще откажется от голосования. Поэтому обеспечьте жильцов достаточным количеством бюллетеней.

Если заочная часть собрания происходит с помощью поквартирного обхода, то бюллетени выдают те, кто совершает обход, параллельно записывая собственников в списке присутствующих (участников собрания) и проверяя правильность заполнения письменного решения.

3. Бюллетени должны быть удобными для заполнения.

- именные бюллетени для общего собрания освобождают собственника от необходимости искать реквизиты правоустанавливающих документов на помещение, а также внимательно переписывать цифры с них в бланк решения. Предполагается, что в таких решениях уже заполнены ФИО, номер квартиры, площадь, доля в праве собственности на нее, количество голосов и реквизиты правоустанавливающих документов на основе данных из Росреестра. Таким образом, людям остается только поставить галочки (крестики) по каждому вопросу и подписать документ, указав дату.

Кажется, что проще уже некуда и тут ошибиться сложно, но практика показывает обратное. Собственники расписываются в графе для даты, а дату ставят вместо подписи, ленятся расшифровать подпись, ставят несколько галочек за разные варианты ответов по одному вопросу или делают такие отметки, из которых невозможно понять волеизъявление, добавляют какие-то пояснения, неоговоренные исправления и т.д. За всем этим надо внимательно следить при сборе бюллетеней и подсчете голосов. Если ошибки выявлены до окончания заочной части, то лучше перезаполнить бюллетень.

- повестка собрания собственников не должна быть перегружена вопросами и быть сложной для восприятия. Если вы предлагаете заполнить собственнику бюллетень на 9 листах с 40 вопросами, то желание его заполнять будет обратно пропорциональным такому количеству. Это неудобно при обходе, так как изучение документа занимает много времени, и не очень удобно без обходов, так как собственник будет откладывать прочтение на потом, пока не закончится срок голосования.

Если вопросы объемны и их можно сократить, превратив в отдельные документы – приложения (порядок пользования общим имуществом, порядок въезда на придомовую территорию, план чего-либо и т.д.), то лучше так и сделать, а не стремиться поместить все в бюллетень для голосования. В сообщении о собрании всегда указывается, где жители могут ознакомиться с материалами. Также информацию о порядке ознакомления с приложениями можно указать в самом письменном решении. Если собственники безынициативны, то, как правило, желания знакомиться с выносимыми на голосование документам ни у кого не возникает.

- инструкции в бюллетенях, например, по порядку его заполнения, должны быть лаконичными (если в них вообще есть необходимость – практика показывает, что любые инструкции не читаются или игнорируются).

- само письменное решение должно выглядеть презентабельно, чтобы его хотелось изучить и заполнить. Если это будет мятая оторванная бумажка размером А5 с нечитабельным шрифтом, то ее жителям проще выкинуть, чем разбираться, что это. Не забывайте, что в доме могут жить пенсионеры, люди с плохим зрением, которым просто трудно читать мелкий шрифт, поэтому при подготовке бюллетеней надо отнестись к таким собственникам с заботой, сделав документ крупным и хорошо читаемым.

4. Постоянные напоминания и разъяснения о необходимости сдать бюллетень.

Это можно делать с помощью расклейки объявлений, сообщений в чате, созданном для проживающих в доме, соцсетях, сайте, рассылкой по электронной почте. Указывайте там, сколько времени осталось до конца голосования жильцов. Пишите, что голосов еще недостаточно. Говорите о том, какие решения не будут приняты и какие проблемы это принесет жителям.

Объясняйте, что принять решение о чем-либо можно только на собрании, поэтому без голосования собственников никакие вопросы по дому положительно не решатся, что организация собрания весьма трудозатратна для инициатора, а вот поучаствовать в нем очень просто.

Можно попробовать указывать на обязанности собственников, например, они обязаны проводить годовое собрание, а если оно будет признано несостоявшимся – то проводить его второй раз.

5. Положительная мотивация собственников.

Необходимо, чтобы собственники жилья сами захотели поучаствовать в голосовании, тогда собрать подписи будет гораздо проще. Для этого в повестку можно добавить вопросы, которые решают их проблемы. Например, ремонт чего-либо за счет собранных денег по статье текущего ремонта.

Некоторые потенциальные пользователи общего имущества для принятия нужных им положительных решений добавляют в повестку вопросы об организации детских площадок или ремонте общедомового имущества за свой счет в случае положительного решения по нужным инициатору вопросам.

При смене управляющей компании на практике лучшей мотивацией выступает незначительное снижение размера платы за содержание жилья, обещание на словах или указание в повестке дня собрания проведения каких-либо работ по дому, не входящих в минимальный перечень, без дополнительного сбора средств с жителей.

При создании ТСЖ можно также представить предполагаемый план работ по дому и новый размер платы, если он будет привлекательным для жителей.

При переходе на спецсчет при капремонте стоит рассказать, чем это удобно, вспомнить страшные истории про нарушения в работе региональных операторов, нецелевое использование денег и некачественный ремонт.

Самый сложный случай – это перевод помещений в нежилое или уменьшение общего имущества, например, при организации отдельного входа. Это требует согласия всех соседей на перевод и (или) всех собственников на работы, влекущие уменьшение общего имущества. Инициаторы сталкиваются с немотивированным агрессивным отказом тогда, когда обязательно нужно положительное решение. Чаще всего отказ связан с тем, что соседи хотят денег от инициатора. Насколько разумны и выполнимы их желания – каждый инициатор решает самостоятельно. Предупредим лишь, что попытки обойти корыстных соседей и собрать подписи собственников обманным путем увеличивают вероятность оспаривания решений в суде и прочих неприятностей.

6. Дополнительные рекомендации о том, как собрать больше голосов.

Работайте, в первую очередь, с собственниками крупных квартир и помещений. Чем больше площадь, тем больше голосов.

Для получения голосов от неконтактных жителей попросите помощи у их соседей, с которыми они дружат, или у людей, которые имеют авторитет среди жителей, например, председателя совета дома.

Частой причиной исключения голосов из подсчета является отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя собственника, если он голосует не лично. Настаивайте на получении копий этих документов (доверенностей, свидетельств о рождении и т.д.), ссылайтесь на требования Приказа Минстроя №44 об оформлении протокола, разъясните негативные последствия (голос не будет учитываться).

Как видите, сбор подписей жильцов довольно трудоемкий процесс, в котором нужно учесть множество нюансов. Рисков очень много: может быть не набран кворум, Жилищная инспекцияможет не принять документы собрания, итоги собрания могут быть оспорены в суде.

Чтобы избежать этих рисков, вы можете воспользоваться услугой «собрание под ключ» от компании «Домсканер». У нас есть опыт 7500+ успешных собраний, принятых ГЖИ, сбора подписей по любым вопросам повестки, в том числе и в проблемных домах.

Позвоните нам по бесплатному номеру 8 800 100 24 97 или напишите по адресу info@domscanner.ru